В начале января многие жители Новосибирска получили счета по ЖКУ на несколько тысяч больше. Насколько это законно?
За что доплата?
«Я всегда стабильно платила за коммунальные услуги, иногда даже оплачивала вперёд, – рассказывает Людмила СВЕТЛОВА, жительница Новосибирска. – Но когда пришла пора платить за январь, то обнаружила, что за отопление нужно заплатить 6 тыс. рублей! На каком основании?!»
Такое повышение в СИБЭКО объяснили холодной зимой, из-за которой потребление тепла превысило среднемесячную оплату. Напомним, что в НСО оплата тепла происходит ежемесячно, а её размер рассчитывают исходя из показателей прошлого года.
«Корректировка начислений была сделана в январе 2017 года, это объясняет столь неожиданное повышение тарифов, – объяснил Сергей СЛЕТА, начальник управления по работе с физическими лицами филиала «Теплосбыт» АО «СИБЭКО».
Но доначисления получили не все новосибирцы. В некоторых УК людям, наоборот, даже вернули деньги.
«ЖКХ не должно быть сферой бизнеса, – считает Анатолий КУСТОВ, активист-общественник и генеральный директор автономной некоммерческой управляющей компании. – Когда мы увидели, что у наших жильцов за январь 2017 года суммы оплат резко возросли, то обратились к ресурсоснабжающим организациям и начали свою проверку. Оказалось, что в январе жильцы нашего дома по факту израсходовали гораздо меньше тепла, чем им выставили по счёту. С трудом, но всё же смогли доказать это. И некоторым хозяевам квартир вернули от 500 до 1500 рублей».
Батареи в домах порой слишком горячие, жильцы не могут регулировать поступление тепла. «Получается такая ситуация, что жильцам нужно купить 300 г «колбасы», а им продают целый килограмм. Поэтому жители вынуждены переплачивать».
Сейчас все УК работают по единому базовому документу – перечню услуг № 290. По мнению Анатолия Кустова, должна быть смета, в которой чётко прописано: сколько времени занимает та или иная работа и кому за что они платят. Сейчас этого нет.
Анатолий Кустов и его единомышленники отправляли свои предложения в Заксобрание НСО, но ответа так и не получили.
Такая активность, по всей видимости, не нравится даже проверяющим органам. «Только за прошлый год после проверок трёх домов ГЖИ выписала штрафы на 320 тысяч рублей, – рассказал Кустов. – При этом времени на исправление неполадок не дали – сразу выписали штраф. Насколько мне известно, по регламенту другой порядок. Мы подали иск в суд».
Напомним, что порядок проведения проверки установлен постановлением правительства НСО № 280-п от 23.04.2012, по которому, если инспектор ГЖИ обнаружил нарушения, то должен выдать УК предписание, в котором указываются сроки устранения неполадок, и следить за их исполнением. Только в случае, если УК их не выполняет, ей выписывается штраф.
Уже несколько месяцев Анатолий Кустов пытается доказать свою правоту в судах. «Проблема в том, что мировые судьи – это люди, которые не всегда разбираются в тонкостях начисления тарифов», – говорит Анатолий Кустов.
Без вины виноваты?
Напомним, что в мегаполисе с июля тарифы на воду и тепло увеличатся на 15%. И некоторые эксперты считают, что в этом виноваты сами жители города. Дело в том, что новосибирцы стали экономить потребление тепла и воды, а монополисты теперь не получают ожидаемой прибыли.
По словам Гарея АСМОДЬЯРОВА, руководителя департамента по тарифам Новосибирской области, замеры по Новосибирску в предыдущие отопительные периоды показали, что из-за тёплой зимы нормативное и приборное потребление ресурсов сократилось на 15% по сравнению с предыдущими периодами.
Так люди сэкономили воду благодаря счётчикам, а потребление отопления – из-за тёплых зим. Неужели теперь эти организации будут компенсировать убытки за счёт горожан?
Деньги от повышенного тарифа официально должны пойти на ремонт труб АО «СИБЭКО» и МУП «Горводоканал». «Напрашивается вопрос – а почему раньше их никто не ремонтировал, когда сумма на реставрацию и замену была заложена в предыдущие годы? – удивляется Анатолий Кустов. – По частоте аварий на 1 км наш теплопровод занимает далеко не первое место в России. Значит, его критическое состояние – миф».
Напомним, что региональный департамент по тарифам проигнорировал рекомендацию правительства РФ поднять плату по ЖКХ не более чем на 4%. В НСО воспользовались законодательным правом и предложили депутатам Горсовета поднять тарифы на коммунальные услуги до 20%. Большинство депутатов поддержало идею, и губернатор НСО подписал соответствующее постановление. Он обещал, что обеспечит жёсткий контроль за расходом средств, которые получат Горводоканал и СИБЭКО. «Эти деньги не пойдут на «лексусы», а будут направлены на инвестиции по теплотрассам, трубам», – сказал Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор.
Однако новосибирцев это не успокоило: уже прошло несколько митингов, в соцсетях тоже активно идёт обсуждение.
«Мне всё это напоминает мультфильм «Приключения Чиполлино», – пишет Александр ВОЛКОВ, житель города. – Когда, стоя на трибуне, Лимон кричал: «Нам стало известно, что после введения налога на воздух вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Следующими будут введены налоги на осадки».
А кто сможет проверить?
Николай ЧЕБЫКИН, зампредседателя ТОС «Челюскинский»:
– В Новосибирске около 70% домов не имеют циркуляции горячего водоснабжения. Жители домов, где она есть, и домов, где её нет, платят одинаково. Люди открывают горячий кран утром, а оттуда бежит остывшая за ночь вода. И хорошо, если это пара минут. Но мои знакомые, проживающие по улице 1905 года, каждое утро, прежде чем помыться, вынуждены сливать по целой ванне такой «горячей воды», и только потом она нагревается до нужной температуры. Но ведь она течёт из «горячего крана». Поэтому и выходит, что объём горячей воды больше, чем потреблённой холодной. Что нелогично, правда?
По законодательству, если температура воды не соответствует нормам, то жильцы имеют право не только не платить за неё, но и взыскать штраф с поставщика некачественной коммунальной услуги в размере 100%. Для этого необходимо вызвать специалиста ЖЭУ, который замерит температуру воды. А когда начинается разбирательство в судах, то СИБЭКО
даёт скидку лишь в 30%. А всегда ли штрафы потом платят? Теперь ещё летом предстоит повышение платы за горячую воду, отопление больше чем на 15%.
Считаю, что и повышение платы за холодную воду необоснованно. Ходят слухи, что в Горводоканале есть своя футбольная команда. Насколько это важно для качества холодной воды?
Для поставщиков коммунальных услуг – горячей, холодной воды и отопления – необходимо чётко прописывать, на что именно и по каким ценам (это очень важно) будут тратиться новые инвестиции. Нельзя, чтобы повторилась ситуация прошлого года, когда СИБЭКО закупила несколько дорогих джипов не понятно для каких целей.
Считаю, что для контроля над этими монополистами необходимо обязать их предоставлять в открытый доступ всю финансовую отчётность (доходы и расходы).
Миллионные штрафы
Евгений Пономарёв, начальник ГЖИ НСО:
– Уполномоченные органы вправе проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе по обращениям граждан о нарушении управляющей организацией обязательных требований жилищного законодательства. Как правило, 96% от числа проведённых проверок – внеплановые.
Их количество напрямую зависит от числа поступивших в инспекцию жалоб. Ежеквартально сотрудники нашей инспекции составляют антирейтинг УК, учитывая число жалоб, административных дел, наложенных штрафов. Понятно, что чем больше домов обслуживает УК, тем больше жалоб. Поэтому учитываем и площадь жилищного фонда, который находится в управлении УК.
К 10 марта 2017 года к УК предъявили штрафных санкций (в том числе судом) на 3,4 млн руб.
Проверка покажет
Сергей МЕНЯЙЛО, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе:
– Любое решение, которое может вызвать экономический резонанс, должно быть взвешенно, экономически продумано и понятно. Люди должны понимать, как то или иное нововведение было принято, что за собой оно несёт и к каким последствиям, результатам это ведёт. Когда этого нет, то в обществе возникает социальная напряжённость.
Уже с января прокуратура ведёт проверку законности повышения тарифов и их величины, которой также подвергнутся и органы исполнительной власти Новосибирской области. Скоро будут готовы результаты. Если обнаружатся нарушения или случаи необоснованного повышения тарифов, то составят соответствующие акты и будут приняты меры пресечения.