Сегодня Валентина Ладыжец рассказывает читателям «АиФ на Оби» о том, как сохранить здоровье и жизнь под натиском рекламы фастфуда и газировки.
— Валентина Васильевна, почему сегодня так актуальна тема агрессивной рекламы, особенно на рынке пищевых продуктов?
— Мне известны статистические данные, согласно которым в 2009 году только 3% выпускников российских школ были признаны абсолютно здоровыми, в 2011 году эта цифра составила 2,5%. Таким образом, молодое поколение катастрофически теряет здоровье. Среди факторов, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья детей и молодежи, на первом месте неправильное питание. Ежегодно в нашей стране 700–800 тысяч человек умирают от болезней, вызванных им и вредными привычками.
Смертельные сюрпризы
— Питаться неправильно побуждает нас реклама?
— Не только. Но в том числе и реклама, авторы которой порой, как мне кажется, нарушают этические нормы. Например, реклама шоколадных яиц. С экрана телевизора ребенок говорит, мол, «мама меня любит, поэтому покупает…» Отсюда другой ребенок делает вывод: раз моя мама не покупает мне этот продукт, значит, она меня не любит? Между тем в США запретили производство и продажу шоколадных яиц после нескольких трагических случаев, когда дети глотали находящиеся в них игрушки. Но главное: качество шоколада в этих конфетах настолько низкое, что они не рекомендованы для детского питания.
— Какие еще вредные продукты агрессивно рекламируются в нашей стране?
— Ежегодно, уже в 14-й раз, проводится конкурс «Марка № 1 в России». На всю страну — в Кремле — увенчаны признанием такие марки, как всемирно известный ресторан быстрого питания, китайский обед из концентратов, чипсы, майонез. С 1 октября 2008 года в школьных столовых нельзя продавать фастфуд, чипсы, газировку. А «Марка № 1» называет эти продукты лучшими. И эту циничную рекламу показывает первый федеральный канал в воскресный прайм-тайм! Как объяснить ребенку двойные стандарты?
В Швейцарии недавно рестораны «Макдональдс» законодательно запретили. В США фастфуд стал причиной национального бедствия — именно такие масштабы приобрела там болезнь «ожирение». Дания, Финляндия, Франция, Венгрия ввели 10-процентный налог на вредные продукты. Шотландия и Британия запретили рекламу нездоровой еды на телевидении в вечернее время. А у нас все это — марки № 1!
Не ошибись, выбирая еду
— Почему государство не противостоит агрессивной рекламе, а делает, скорее, наоборот?
— Вот именно, что наоборот. Возьмите любое общественно значимое мероприятие, любые благотворительные акции и посмотрите, кто спонсор. Вы увидите бренды все тех же ресторанов быстрого питания и производителей газировки. Как совмещаются олимпийское движение, благотворительность и доказанно вредный фастфуд?
— Если государство никак не защищает нас от подобных вещей, значит, мы сами должны себя защищать?
— Противодействием этому должно служить образование. На это и направлен интернет-проект «Здоровье детей в руках взрослых», состоящий из двух учебных курсов: «Питание. Здоровье. Жизнь» и «Потребительский выбор — здоровье — жизнь». В его рамках мы ежегодно проводим детский кинофестиваль «Досье на рекламу». Меня просто потряс видеоролик четвероклассницы, в котором девочка спрашивает: «Мама, зачем ты покупаешь мне вредные продукты?» Главная цель — донести до школьников мысль о том, что наш потребительский выбор влияет на качество и продолжительность нашей жизни, чтобы они рассказали об этом своим родителям. Ну а сейчас здоровье наших детей в руках взрослых: депутатов, отменяющих ГОСТы и обязательную сертификацию продуктов питания, разрешающих эксплуатировать в рекламе образы детей; родителей и педагогов, ведущих нездоровый образ жизни, слепо следующих рекламным образцам поведения. Для взрослых, которым не все равно, что они едят и чем кормят своих детей, мои коллеги — специалисты Сибирского федерального центра оздоровительного питания — написали книгу «Как спастись от «пищевого терроризма» и выбрать полезные продукты».
— Почему на телевидении и в других СМИ нет рекламы полезных продуктов?
— Доходы фирм, специализирующихся на производстве «мусорной» еды, в сотни раз больше, чем доходы, скажем, агрофирмы, выращивающей экологически чистые овощи. Поэтому агрофирма априори не может столь агрессивно рекламировать себя.
— Значит, нужна социальная реклама…
— Нужна. Мы пытаемся заполнить эту нишу, ежегодно организовывая детский кинофестиваль «Досье на рекламу». С этого года он вышел на всероссийский уровень. В рамках фестиваля ребята снимают видеоролики, в которых раскрывают сущность рекламы. Это позволяет им понять, что реклама не должна быть побуждением к действию, а прежде чем купить какой-либо продукт, стоит подумать, нужен ли он нам.