Примерное время чтения: 5 минут
161

Кто виноват в росте цен?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ на Оби №17 22/04/2015
Елена Иванова / "АиФ-Новосибирск"

Монополисты договорились

Рост цен на основные продукты в магазинах и на рынках региона с начала года составил в среднем 10,2%, подсчитали в Новосибирскстате. Постоянное изменение ценников привело к тому, что многие покупатели даже не могут точно сказать, сколько сегодня стоит гречка или, например, варёная колбаса. Кто-то покупает гречневую крупу за 60 рублей, а кто-то отдаёт 100 рублей за килограмм. В поисках недорогих продуктов люди нередко обходят несколько магазинов. Елена ШМАКОВА, бухгалтер, посетовала: «Экономить сейчас непросто. Только найду магазин, где цены приемлемые, как через некоторое время и там они вырастают. Приходится в одном супермаркете брать крупу, в другом молочные продукты. Хлеб стараюсь покупать в фирменных киосках производителей, там наценка меньше».

Однако винить в повышении цен только торговые сети нельзя, потому что конечная стоимость зависит и от производителей, и от поставщиков. Александр АГЕЕВ, директор по корпоративному управлению компании владельца нескольких супермаркетов, рассказал: «Чаще всего люди жалуются в УФАС на торговые сети. Ведь супермаркет – это место, где люди оставляют деньги, и поэтому многим кажется, что именно мы виноваты в росте цен. На самом деле в регионе монополизация рынка на уровне розничной торговли низкая. Сети конкурируют между собой, и кто-то один диктовать свои условия не может. А вот по переработке мяса на двух производителей приходится 50–60% всего рынка. Похожая ситуация и с переработкой молочной продукции».

Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Елена Иванова

Представители крупных торговых сетей считают, что особое внимание нужно уделить именно монополистам рынка по переработке, которые могут значительно влиять на конечную цену продукта.

Монопольный рынок можно лишить власти только одним способом: увеличивать число переработчиков. Но это не всегда возможно. Дело в том, что новые компании должны соответствовать требованиям, которые предъявляют торговые сети. Ольга СЛОБОДСКАЯ, директор по закупкам крупной торговой сети, рассказала, какими именно: «Прежде чем мы станем закупать товар у производителя и продавать его, важно убедиться в том, что у компании достаточные мощности, проработана логистика. Часто случается так, что производитель не выполняет объём поставок, который был прописан в договоре. Приходится искать другого производителя, чтобы полки не пустовали. Например, сейчас печенье мы возим из Ставрополя, где есть современная фабрика по его производству».

Переработчиков мало?

Действительно, сегодня производителей, которые могут выполнить жёсткие требования рынка, немного. Однако монополизация производства продуктов тоже может привести к необоснованному завышению цен. Таких фактов хоть немного, но они есть.

Наталия КАМНЕВА, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, рассказала: «УФАС отслеживает цены с августа 2014 года. За этот время мы проверили практически всех крупных производителей и торговые сети региона. К нам от граждан поступило порядка 150 обращений о повышении цен. При этом факты необоснованного завышения подтвердились только в двух случаях. Мы рассмотрели дело в отношении двух компаний: «Первая крупяная компания» и «Безменовский элеваторный комплекс». Им были вынесены предписания урегулировать цены на гречневую крупу, которые были завышены».

Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Елена Иванова

Для того чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, крупные торговые сети объявили о замораживании наценки на два месяца. Хотя сейчас время сезонного подорожания многих овощей и фруктов – старый урожай на исходе, а новый ещё не собрали. Приостановка роста торговой надбавки распространяется не на все продукты. В пресс-службе правительства НСО поделились информацией: «Ограничение торговой надбавки составляет от 5 до 10%. Распространится на один товар из ассортиментного ряда основных продуктов питания. Каждая торговая сеть самостоятельно определила перечень товаров от 20 до 40 наименований пока на два–три месяца».

Во многом благодаря этому цены на некоторые продукты пошли вниз. Особенно это заметно на фруктах и овощах, что приятно. Хотя рост на муку и хлебобулочные продукты продолжается по понятным причинам – цена на пшеницу значительно выросла по сравнению с осенью.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах