Примерное время чтения: 6 минут
121

Как Валентина ТАЛЫЗИНА променяла трактор на сцену

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. «АиФ-Сибирь» 23/08/2011

Откуда взялся этот профессионализм у недавней студентки ГИТИСа, Валентина Илларионовна не знает до сих пор. А за свой голос, который в нашей стране знаком каждому, благодарит родителей.

Недавно актриса приехала в родной город. И не просто так — Валентина Талызина присутствовала на защите дипломных спектаклей студентов факультета культуры и искусств ОмГУ им. Достоевского. Она является председателем государст­венной аттестационной комиссии по специальности «актерское искусство».

Убрать «ы»

— Вы два года учились в сельхозинституте, а потом все бросили, уехали в Москву и поступили в ГИТИС. Это тоже талант начал просыпаться?

— Знаете, вообще странно, что все так получилось. Может, это провидение? Я только-только прошла летнюю практику в сельхозинституте, до потери пульса ненавидела все эти трактора и прополку. Параллельно читала стихи в драмтеатре. Однажды после выступления ко мне подошла женщина и сказала: «Девочка моя, вам нужно быть профессиональной актрисой!» А это была моя тайная мечта! Вот я и решилась поступать в теат­ральный институт — приехала в Москву и пошла по улицам искать ГИТИС.

— Почему именно его?

— Я тогда думала: чего это я буду менять институт на училище? Зашла в один переулок, увидела здание и думаю: «Если это ГИТИС, значит, поступлю. А если нет — не судьба».

— Угадали?

— Конечно, нет. Я вообще приехала поступать в ГИТИС без аттестата о школьном образовании, до сих пор не понимаю, как без него можно было уехать. Секретарь приемной комиссии сказал: «Уйдите и не морочьте мне голову». На мое счастье, в ГИТИСе объявили дополнительный набор, и после первого тура я узнала, что меня берут. Еще говорили, что приехала странная девочка из Сибири.

— Насколько я знаю, когда вы поступали, у вас был сильный сибирский говор…

— У всех в речи присутствует мелодика края, региона, в котором живет человек. Омск близок к Казахстану, и буква «ы» сильно влияет на говор. Я ее убирала целый год. Что касается голоса, то он всегда был таким — просто я не всегда была известной артисткой. Когда пришла работать в театр, про меня сказали: некрасивая, непородистая, обыкновенная социальная героиня, но с красивым голосом и очень профессиональная. Откуда я взяла эту профессиональность в те годы, не знаю до сих пор.

Играю монстрих

— Валентина Илларио­новна, вы часто ездите с творческими вечерами по всему миру, общаетесь с ветеранами. Не обидно за то, в каком положении в нашей стране они находятся?

— Я читала программы ветеранам в Минске, Германии, Финляндии… Это потрясающе. Например, в Берлине на встрече было всего 20 ветеранов, но они все мне говорили: «Спасибо, что нас вспомнила Россия». А когда я начала читать стихотворение Симонова «Жди меня, и я вернусь», старушка из первого ряда прочла его вместе со мной.

Наизусть. Сидела и еле слышно повторяла строчки. Ей 91 год, но она все помнит. Что касается положения участников войны в нашей стране… Когда наше правительство пообещало каждому ветерану по квартире, я отправила телеграмму в правительство Омской области: попросила дать квартиру ветерану Великой Отечественной войны.

Это подруга моей мамы, ей 90 лет, она уже и ходить не может. Но мне никто не ответил. Я написала вторую тираду — опять тишина. Когда приехала в Омск, то оборвала телефоны всех органов власти. Звонила, кричала, говорила жуткие вещи… В итоге я пробила для бедной Анны Макаровны 1381 рубль по уходу за лежачими больными. А это ей по закону полагается. Что я могу сказать…

— Если вернуться к фильмам, то недавно вы снялись в новом сериале Первого канала «Достоевский». К современному кинематографу сложно привыкнуть? Все сетуют на то, что уровень фильмов падает.

— Да никуда он не падает! Просто сейчас, к сожалению, ситуация такая, что артистов в кино нужно взять подешевле. А Талызину не берут — она дорогая и у нее характер сложный. То, что талантливые люди сейчас встречаются редко, как-то забывается. Кстати, я не всеми своими ролями в кино довольна.

В последнее время вообще каких-то монстров играю, точнее, монстрих. Но что делать, если другого не предлагают? Хотя к эпизоду в «Достоевском» отнеслась очень ответственно. Я уже два раза играла в спектаклях, поставленных по произведениям этого автора, и знаю о его семье практически все. А еще репетирую «Пиковую даму» Пушкина. Вот это на самом деле жуть! Пиковая дама никому спокойствия не дает.

— А какие роли в кино или на сцене давались легко и их все-таки приятно вспоминать?

— Легко и радостно не было нигде. На съемках «Зигзага удачи» Эльдар Рязанов орал на меня как резаный: ему казалось, что я такая «тумбочка», которая ничего не понимает. И когда я у него спросила, какая разница между мной и Евстигнеевым, он ответил, что у Евстигнеева три дубля, а у меня один. А зачем три, когда нужен один-единственный? Я этого никогда не понимала.

Досье: Валентина Талызина, актриса. Родилась в 1935 году в Щербакульском районе Омской области. В 1958 году окончила ГИТИС. Работает в театре им. Моссовета. Сыграла более 100 ролей в фильмах, среди которых «Ирония судьба, или С легким паром», «Зигзаг удачи», «Афоня», «Старики-разбойники». Ее голосом говорит Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» и мама Дяди Федора в мультфильме «Трое из Простоквашино». 

Ольга МИНАЙЛО,

«АиФ-Омск»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах