В современном мире не всегда даже здоровый человек может найти себе занятие по душе: нет времени, денег, или желания. Но что делать тем, у кого это всё есть, но им просто не дают заниматься любимым делом из-за проблем со слухом? Мало кто знает, но в Кировском районе Новосибирска есть уникальная школа, где проводят бесплатные курсы по фотографии для таких людей.
Кто придумал?
«Я преподаю фотодело уже шесть лет, — рассказал Глеб Измайлов, руководитель студии. — В ноябре прошлого года, когда начался очередной набор, ко мне в социальных сетях обратились с неожиданным вопросом: занимаюсь ли я обучением тех, у кого есть проблемы со слухом? Такой практики у меня ещё не было, поэтому я решил рискнуть и посмотреть, что из этого получится».
«У всех людей со временем складывается свой уникальный круг общения, — продолжает руководитель студии. — Я не удивился, когда вскоре ко мне обратилось еще несколько человек с подобной просьбой, и решил действовать. Сначала девочки занимались с обычной группой, но это давалось тяжело и им, и остальным ученикам, ведь языка жестов я не знаю. Поэтому мы решили сделать отдельные занятия».
Главной проблемой, по его словам, стали сложные фразы, термины и… шутки. Из-за того, что все ученики пришли с нулевыми знаниями, особенности некоторых методик или названий приходилось повторять по 5-6 раз, в то время, когда здоровым людям достаточно одного раза.
«Я думаю, что страх преподавателей в других школах попробовать что-то новое не позволил девочкам получить знания где-то ещё, — продолжает Измайлов. — Мне же это не сложно, тут как с детьми. Я вижу, что у них глаза горят во время занятий, но если что-то не получается, у них сразу опускаются руки. Моя задача — мотивировать их и объяснить еще пару раз, ведь, на самом деле, все мои ученики очень способные».
Фото для всех
Глеб Измайлов уверен, что необучаемых нет. Каждому можно объяснить предмет на пальцах. Очень часто во время занятий ему приходилось что-то показывать жестами, писать, или общаться через девочек, у которых слух был получше.
«Конечно, я понимал, что будет сложно, — признаёт преподаватель. — Поэтому перед тем, как начать работать с «особенными» учениками, поговорил с людьми, у которых такой опыт уже был. Язык жестов ч не учил, что-то было интуитивно понятно, остальное мог написать на доске. Просто с ними надо быть нежнее и спокойнее, потому что они более чувствительные к окружающим».
Глеб Анатольевич все же планирует иногда организовывать совместные занятия с обычной группой, чтобы «вытащить учеников из своего панциря».
«Я считаю, что такая «сборная солянка» будет полезна всем, — говорит он. — Часто именно подобный обмен опытом — лучший толчок к развитию. Спустя полгода занятий я вижу, как они выросли в профессиональном плане. Следующий набор планирую начать с сентября».
Фото-история
Светлана Протасова, выпускница группы для учеников с нарушениями слуха:
«Я влюбилась в мир фотографии с детства, но проблемы со слухом часто мешали мне записаться на курсы. Несколько лет назад, когда я всё же попала на один из них, то сильно разочаровалась. К сожалению, и теория, и практика оказались очень «сырыми» и тяжёлыми для понимания, да и у меня была обычная «мыльница».
Затем приобрела полупрофессиональный аппарат и поняла, что не хочу просто «нажимать на кнопки и получать картинку». Так я твёрдо решила, что научусь снимать только в ручном режиме. Тут-то я и узнала от своей знакомой по университету, про курсы фотографии у Глеба.
Конечно, учиться было не просто. Нередко мне приходилось переводить то, что говорил преподаватель, так как из группы я была слабослышащей. Больше всего мы намучились с терминами, которые не имеют аналог других слов. Ведь в фотографии они имеют свою специфику, которую никак не объяснить на языке жестов.
Занятия проходили два раза в неделю. Сам курс поделён на базовые блоки: теория и практика. Мне, наверное, как и всем остальным, больше нравились учиться на деле, да и сами задания были очень интересными. Частенько мы фотографировали девушек моделей, также с нарушением слуха — это была хороший опыт и для нас, и для них.
Я благодарна такой школе и чувствую, что сильно выросла в своих знаниях. После завершения курса я ни в коем случае не буду бросать фотодело. Мне дали хорошую начальную ступеньку, а теперь пришло время учиться самой».