Такой пациент видит мир словно через немытое окно — перед глазами туман, серая пелена, темные пятна. Это признаки тяжелого осложнения — диабетической ретинопатии. Однако сегодня новосибирские хирурги дают больным шанс сохранить зрение.
Работа на публику
…В хирургическом отделении новосибирского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» одновременно идут четыре операции: две в обычном, светлом операционном зале, а две — в темной комнате. При нормальном освещении оперируют хирург из Екатеринбурга Виктор Казайкин и врач из Санкт-Петербурга Ярослав Байбородов. Операции «в сумраке» проводят доктор Франческо Боззони Панталеони из римской клиники и его коллега из Москвы Дмитрий Шкворченко. Полумрак более комфортен для сетчатки, но врачи сами выбирают удобный для них режим освещения.
Взгляд каждого хирурга устремлен в окуляры микроскопа.
Вместо скальпеля — миниатюрнейший, тоньше комариного жала, инструмент. Работа настолько деликатная, что движения рук врача практически не заметны. Однако за ходом операции можно следить на мониторах, закрепленных над операционными столами. Между столами ходит доктор с микрофоном — комментирует происходящее. Это модератор сеанса «живой хирургии», заведующий отделением Евгений СМИРНОВ. В числе зрителей — участники круглого стола в конференц-зале, а также доктора более чем 20 филиалов МНТК «Микрохирургия глаза». Трансляция идет и в сети Интернет.
Сумрак для сетчатки
— Каждый день мы проводим 5–6 операций по поводу диабетической ретинопатии, — говорит Евгений Валерьевич. — Стандартная продолжительность большинства операций составляет 30 минут. Уже через три часа пациент сможет самостоятельно встать с постели, принять пищу, а на следующий день — покинуть больницу и проходить восстановительный период в домашних условиях.
Уложиться в получасовой регламент удалось не всем докторам. Чуть более 40 минут длилась операция у врача из Екатеринбурга Виктора Казайкина.
— Нам достался пациент, у которого исходный уровень зрения составлял всего 1%, — рассказал Виктор Николаевич. — Вернуть ему зрение полностью уже невозможно из-за поражения зрительного нерва. Но в результате операции оно восстановится до 10 и более процентов, что существенно улучшит качество жизни пациента.
Дольше всех оперировал итальянский хирург: он покинул операционную через полтора часа после начала операции.
— Пациент с тяжелой патологией, — пояснил доктор Боззони. — Сочетание диабетической ретинопатии и отслойки сетчатки.
Подводя итоги сеанса живой хирургии, модератор мероприятия, доктор Евгений Смирнов, поделился своими надеждами:
— Мы надеемся, что сегодня помогли не только прооперированным пациентам, но и другим людям, страдающим этой болезнью. Они должны знать, что благодаря подобным технологиям у них есть шанс улучшить зрение.