aif.ru counter
174

Не поел - плати. Как нас обманывают в кафе?

В одной из столовых, что в крупном бизнес-центре, который находится недалеко от здания регионального правительства в Новосибирске, выбирать блюда пришлось «на глазок», не зная цен.

Столовая в  Новосибирске.
Столовая в Новосибирске. © / Эльвира Новикова / АиФ

Зайдя в столовую, я по привычке оглядываюсь, чтобы найти меню, ведь это центр мегаполиса и цены в некоторых заведениях зашкаливают. Платить лишнее совсем не хочется.

«Пипл схавает»?

Однако меню с информацией, из чего приготовлены блюда, и цены нигде не видно. На мою настойчивую просьбу предоставить меню девушки в белых фартуках, что стоят на раздаче, только разводят руками. «Оно поменялось, поэтому мы его убрали, – объяснили они, – возможно, появится завтра».

Но я знаю, что это явное нарушение и работать без этого документа общепиту нельзя. Об этом я сообщаю сотрудницам и прошу позвать кого-нибудь из руководства смены. Но и это они не могут. По их словам, никого, кроме кассира, поваров и работниц раздачи, здесь нет. Тем временем народ в очереди забеспокоился и, повернувшись ко мне, стал возмущаться: «Прекратите разборки, дайте нам поесть, а то они сейчас закроются!» 

Получается, что население согласно «хавать», что дают, и по любой цене, лишь бы быстро? Понятно, что без озвученных цен у работников общепита больше шансов обсчитать клиентов. Я как-то не готова к выбору вслепую и к тому, чтобы меня тут обманывали… Уйти? Ну вот уж нет! Тем временем доходит моя очередь, и я тычу пальцем в три мясных блюда, которые, кстати, выглядят совершенно по-разному (одно скрыто под соусом, второе – под шубой из ананасов, третье – завёрнуто в блин), и говорю: «Ну, тогда расскажите, что это и сколько стоит?»  

Оказалось, что эти три блюда приготовлены из самого дешёвого вида мяса на новосибирском рынке – куриного. И, странное дело, цену на каждое из них кассир находит не сразу, а после долгого замешательства… Когда она считала другим посетителям, то быстро щёлкала пальцем по клавиатуре и объявляла общую стоимость…

А где контроль?

Пообедав, пытаюсь выяснить у руководства: почему здесь нарушают законодательство? Звоню директору сети столовых и буфетов, рассказываю о ситуации в его заведении и задаю вопросы: «Почему нет ни меню, ни цен, ни руководства?» Угадайте с двух раз: что ответил директор? Правильно: на том конце «провода» мужчина заявил, что меню составляется ежедневно и на месте должен быть и бригадир, и старший смены. Он пообещал разобраться в ситуации…

На этом удивительные события в этом заведении не закончились. Сразу после разговора с хозяином столовой ко мне подошла девушка, которая сидела за соседним столиком. Она сурово спросила: «Зачем скандалите и доводите бедного кассира?» Мой ответ даже не стала слушать, видно, он ей не нужен. «Я вижу, с кем имею дело!» – вынесла она вердикт. Получается, что бороться за свои права в нашем обществе неприлично? А общепит между тем внаглую пользуется тем, что «пипл всё схавает» и даже не поморщится! (Кстати, позже прослушала
аудиозапись разговора с кассиром – никакого хамства, я очень даже вежливо общалась, применяя такие слова, как пожалуйста, и не повышая голоса.) 

В итоге курица по-царски и картофель обошлись мне в 245 рублей. Но в моём чеке ещё появился какой-то «бут с колбасой» стоимостью 45 рублей, который я не брала вообще! Правда, этот таинственный бут в чеке я обнаружила гораздо позже, уже выйдя из заведения. Поэтому ничего доказать уже невозможно. Совет: внимательно изучайте чеки, причём не отходя от кассы, чтобы вас в общепите не обсчитали, как меня.

Но если здесь нарушают законодательство в самом элементарном, то где гарантия, что блюда приготовлены из свежих продуктов и здоровыми поварами, у которых есть санитарные книжки? Ведь, как утверждают сотрудницы, контроля за ними нет… 

Между тем в этом году в больницу с отравлением попало пятеро жителей Новосибирска, которые отведали суши в общепите. Работа предприятия была временно приостановлена, сообщило региональное управление Роспотребнадзора. В марте прошлого года девятерым новосибирцам тоже пришлось лечиться в городской инфекционной больнице № 1. Они отравились блюдами из популярной службы доставки. Как сообщили в минздраве НСО, впоследствии им поставили диагноз «сальмонеллёз». Все пострадавшие связали возникшее заболевание с употреблением пищи. Думаю, что это только вершина айсберга. А сколько пострадавших от общепита на самом деле, которые не обращались в медицинские учреждения, просто отлежались дома, пролечившись лекарственными препаратами? Этого никто не знает.

Кстати, редакция сделала официальный запрос в Роспотребнадзор по НСО, попросив провести проверку столовой. Будем следить за ситуацией.

Потребитель имеет право знать

Начальник отдела защиты прав потребителей мэрии города Новосибирска Елена Михайлова:По законодательству до потребителя администрация общепита обязана в наглядной форме довести информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора. В меню, прейскуранте либо в другой форме должна быть информация, которая содержит перечень услуг, цены в рублях, сведения о весе, объёме порции, из какого продукта изготовлено блюдо. Потребитель имеет полное право ознакомиться с этой информацией как в зале, где находится кафе, столовая или ресторан, так и вне зала обслуживания.

В школах кормить стали лучше

Руководитель Росприроднадзора по НСО Александр Щербатов: В 2018 году в дошкольных организациях провели более 100 проверок. Удельный вес исследованных проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, по  сравнению с тем же периодом 2017 года снизился с 2,2 % до 1,9%. По микробиологическим показателям – соответствут гигиеническим требованиям. Везде выполняются нормы по овощам, свежим фруктам. Более чем наполовину сократилось число фактов невыполнения норм по рыбе, творогу. От родителей в 2018 году поступило 3 жалобы на неудовлетворительную организацию питания в дошкольных образовательных организациях. В 2017 году было 6 обращений.

Почему порции скромные?

Драматург Елена Богданова: С одной стороны, вполне можно утверждать, что общепит Новосибирска довольно разнообразен и интересен. Периодически появляются любопытные концептуальные заведения. Моей любовью одно время было кафе «Суп», что напротив кинотеатра Маяковского. В меню этого заведения было несколько десятков вкусных супов. Очень жаль, что просуществовало оно недолго…

А с другой стороны, к большинству новосибирских кафе и ресторанов среднего класса у меня есть серьёзная претензия – уж очень у них скромные по объёму порции. В частности, заведения узбекской кухни просто обязаны отличаться обильными кушаньями, рассчитанными на здоровый мужской аппетит, – это закон жанра. И если в московских ресторациях так оно и есть, то в наших «восточных» кафе тарелочка с пловом кажется предназначенной для субтильной барышни или ребёнка. Нет, не подумайте, сама я отнюдь не прожорлива и после обеда в ресторане редко оставляю чистую посуду, но есть факты, с которыми не поспоришь, – в демократичных «едальнях» Варны и Сухума, турецкого Кемера и греческого Родоса порции заметно и больше, и к тому же дешевле, чем в новосибирских. Это, знаете ли, как-то странновато выглядит, мягко говоря. Да и логика непонятна: ведь климат у нас в Сибири суровый и «топливо» человеку требуется изрядное.

А наши граждане давно уже путешествуют и сравнивают сервис в принципе и общепит в частности. От этого сравнения нередко у многих портится настроение, и ходить в сибирские кафешки совсем не хочется. Ведь не всё измеряется деньгами, а ещё – и уважительным отношением к своим клиентам. И где оно какое – сразу можно понять.

За отравление – тюрьма

Между тем руководителей общепита можно привлечь за нарушение законодательства. Следователи могут возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». По закону за такое правонарушение грозит или штраф до 300 тысяч рублей, или лишение свободы сроком до двух лет.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Чем занимается научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор»?
  2. Как много людей в Новосибирске говорят по телефону за рулем?
  3. Как аграриям быстрее всего получить средства из областного бюджета?
Как вы относитесь к 4-дневной рабочей недели?