«12 банок кабачковой икры и фасоли со скидкой 50%!». «Упаковка женских прокладок с доставкой на дом - скидка 77%!». Купонами в российском Интернете торгуют десятки компаний. Скидочная эпидемия охватила уже и регионы.
Номер без туалета
В Европе и США скидочные сайты стали популярны в кризис 2008 г. Вскоре эта система начала работать и в России, и вначале казалось, что она выгодна всем. Потребители получали товары и услуги по сниженной цене, бизнес - новых клиентов и рекламу, торговцы купонами - комиссию. В основе партнёрства лежал простой замысел: если люди объединяются, чтобы что-то купить, то продавец может снизить для них цену - как для оптовиков. Сайт выступает в роли посредника: договаривается с компаниями о скидке для определённого числа клиентов, объявляет акцию, продаёт купоны, зачастую собирая и оставшуюся часть платы. Деньги перечисляют по банковским картам и через терминалы оплаты. Однако по мере вовлечения всё новых и новых участников схема стала давать сбои. Читаешь форумы, где общаются российские любители скидок, и история с китайско-швейцарскими часами кажется детской шалостью. Этим летом 540 человек решили отдохнуть в частном пансионате под Сочи - со скидкой в 77%. Но, добравшись до места (некоторые преодолели 2,3 тыс. км на автомобиле), туристы обнаружили перед воротами пансионата толпу таких же, как они, обладателей купонов: дети орут, женщины плачут, мужчины нервно курят. Мест на всех не хватило. Пользователь, рассказавший в Сети эту историю, сел в машину и уехал в другой отель, где проживание стоило всего на 100 руб. дороже - без всяких купонов. «Тем, кому «повезло» и их всё же разместили, пришлось жить в комнатках без вентилятора и с удобствами на этаже», - говорит Ольга АКУКИНА, журналистка, создатель ресурса «netkuponam».
Неподсудные
«Конечно, не все акции - обман, - продолжает Ольга Акукина. - Обычно нет подвохов в скидках ресторанов, боулинг-клубов, салонов красоты. Но надо быть готовыми к тому, что вас некачественно обслужат. В период акции кафе и салоны перегружены. Сотрудники устают, могут начать халтурить и хамить. Нередко купонов продаётся так много, что записаться, скажем, к косметологу просто не получится. И особенно осторожно надо относиться к покупке товаров. Купонные сайты завалены видеорегистраторами, роботами-пылесосами, мобильными, планшетами. Почти всё это - китайский ширпотреб, цены на который завышены во много раз! Даже со скидкой вы заплатите больше, чем этот товар стоит с доставкой из Китая».
«Купонщики» клянутся, что тщательно проверяют поставщиков товаров. Но это не всегда так. Иногда даже поверхностное изучение сайтов поставщиков выявляет фирмы-однодневки, у которых нет ни адресов, ни телефонов. И когда десяткам пользователей вместо немецких пылесосов присылают сломанные китайские, предъявлять претензии некому.
«За достоверность информации о товаре «купонщики» тоже не отвечают, а значит, могут размещать на своих страницах любую ложь», - говорит Ольга Акукина. У этого бизнеса в России есть и ещё одна специфика. Эксперты, а также участники форумов говорят о том, что «купонщики» буквально обдирают своих партнёров - их комиссия за продажу услуги со скидкой доходит до 60%. За границей берут 10-15%. В итоге с учётом скидки тот же салон красоты выручит лишь 25% от цены услуги и ещё заплатит налоги. Отсюда зачастую халтурная работа (что особенно опасно, если речь идёт о косметических и даже медицинских процедурах) или даже прямой обман, когда, прежде чем объявить скидку, цену повышают.
Если вы, оплатив купон, обнаружили, что те же носки можно купить в магазине гораздо дешевле, попытайтесь вернуть деньги. «Есть сервисы, которые гарантируют возврат средств, - говорит О. Акукина. - Но не все. Я сама не попала в салон красоты из-за очереди, но мои жалобы сайт проигнорировал. Многие не делают возврат, не посоветовавшись с партнёром. А тот всегда уверяет, что обслужил вас по высшему классу. Важно и то, что деньги сначала вернут на ваш личный счёт на сайте, даже если вы платили банковской картой. Получается, вас вынуждают купить другой купон! Требуйте перечисления денег на карту».