На оборонном заводе в Томске при выпуске секретной военной продукции заменили одни чипы другими. Гипотетически это могло привести к нештатным ситуациям и сбоям в работе военной техники. Исполнителя оштрафовали на 700 тыс. руб. Он подал встречный иск на производителя чипов, который в процессе исполнения контракта повысил цены на свою продукцию. Это – грубейшее нарушение антимонопольного законодательства.
Конкуренция растёт
«Экономическая ситуация становится всё более сложной. В этих обстоятельствах сфера госзакупок и гособоронзаказа – единственный островок стабильности. Поэтому интерес к этой сфере у субъектов рынка повышается. Соответственно, увеличивается и количество махинаций», – объяснил начальник отдела контроля закупок Управления федеральной антимонопольной службы по НСО Андрей ШВАЛОВ.
Отдел контроля гособоронзаказа Новосибирской антимонопольной службы курирует оборонную сферу всего СФО. В прошлом году антимонопольщики провели 22 проверки в военных ведомствах и на предприятиях оборонки Бурятии, Иркутской области, Красноярского края. Итог – выявлены семь фактов крупных махинаций и больше сотни мелких нарушений.
«Оборонное предприятие закупает металлоконструкции. Рыночная цена этого товара – 30 рублей за килограмм. А по госзаказу он продаётся по 90 руб. за кг – дороже в три раза», – приводит пример начальник отдела контроля гособоронзаказа УФАС по НСО Дмитрий СУХОПЛЮЕВ.
Проверив контракт на 100 млн руб., заключённый другим оборонным предприятием, антимонопольщики выяснили, что стоимость услуг по контракту в разы превышает рыночную стоимость таких же услуг. Почему? Сейчас в этом вопросе разбираются вместе с Красноярским УФАС.
А ваш песочек из чего?
Самые злачные места для любителей «распиливать» государственные деньги – строительство и сфера закупки лекарств. «У любого лекарства есть несколько аналогов. Нередко покупатели формулируют требования к товару так, что им отвечает только один производитель. Это ограничивает число участников аукциона», – говорит Андрей Швалов.
Строительство, пожалуй, самая масштабная сфера деятельности – за государственный счёт строят мосты и дороги, школы, больницы, детские сады. Поэтому и махинаторов здесь хватает.
«ФАС полагает, что продавец не обязан предоставлять сведения о химическом составе, результатах испытаний своего товара. Между тем требования предоставить информацию о химическом составе песка порой встречаются на сайте госзакупок. Это – незаконно», – продолжает Андрей Швалов.
Кроме необоснованных требований к продавцам, антимонопольщики часто фиксируют нарушения в сфере размещения информации о госзакупках, незаконный отказ в допуске к участию в торгах или, наоборот, незаконный допуск. Участились случаи, когда стороны сделки нарушают условия контракта. Самый вопиющий пример приведён выше: в процессе исполнения контракта один из участников повысил цены. В другом случае заказчик необоснованно отказывал исполнителю в приёмке работ, несмотря на то, что все обязательства были исполнены. «О таких случаях нужно сигнализировать в ФАС», – призывает Андрей Швалов.
Кроме всего прочего, Федеральная антимонопольная служба ведёт реестр недобросовестных субъектов рынка госзакупок. Сейчас в этом реестре – 373 субъекта.