Мать Джамбата также находится в колонии-поселении — другого места жительства у них нет. А значит, впереди один путь — снова бродяжничать, а там и до новой статьи недалеко.
И таких ребят, у которых один вопрос — куда возвращаться? — там полно. Проблемы сирот выяснял прибывший в колонию глава министерства социального развития области Сергей ПЫХТИН, а вместе с ними и журналисты.
Корреспонденты в местах за забором нечастые гости. Визиты чиновников и торжественные мероприятия, как правило, не дают возможности понять, чем действительно живут осужденные. И все же правда жизни сквозит через официальные декорации. На чисто выметенных улицах тишина. Бюсты знаменитых людей, раритетный Миг-29…
Неподалеку виднеется величавое здание с резными балкончиками, которое, правда, при ближайшем рассмотрении оказывается всего лишь декорацией, прикрывающей разваливающийся местный клуб. Еще в декабре перед приездом омбудсмена Астахова его затянули тканью, чтобы в глаза не бросался.
Учительница немецкого языка в школе — хрупкая девушка. На вопрос, не тяжело ли ей работать с преступниками, пожимает плечами.
— Я уже два года работаю здесь, — рассказывает Елена Анатольевна. — Сначала, конечно, приходилось трудно. Ребята проверяли на прочность. Они отличные психологи, прекрасно знают, как вывести человека из себя. Но… работаю — значит, все нормально.
Между прочим, здесь должны не только учить, но и перевоспитывать. Впрочем, поход в общежитие сразу ставит все на свои места. Вокруг охрана, имеется карцер: комната, где в течение дня можно только стоять. Это для провинившихся.
— Чаще всего наказывают за нарушение дисциплины: вышел на построение не в той одежде или ходил по учреждению в одиночку, что строжайше запрещено, — добавляют красок в картину работники колонии. — Но в карцер мы отправляем только за злостные нарушения.
По словам сотрудницы колонии Светланы Анатольевны, сегодняшние дети вообще очень жестокие, причем даже из благополучных семей: иной раз просто поражаешься, с каким остервенением вполне воспитанный мальчишка дубасит своего одноклассника. Здесь же подавляющее большинство из неблагополучных семей.
Что они видели с самого рождения? Грязь, пьянки да драки. И что может из них получиться после этого?..
В этот день наказанных не было. Все готовились к визиту министра. Правда, на встречу с начальством привели только 20 человек. Они сироты, жилья у большинства ребят нет. И это был главный вопрос, который они задали министру социального развития.
— Сегодня как раз собираем комиссию, на которой будем решать этот вопрос, — пообещал Сергей Пыхтин.
Многие скажут: мол, зачем о таких заботиться? Мало ли у нас некриминальных сирот или семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Но не нужно забывать: если эти подростки после колонии опять вернутся в ту же самую среду, очень вероятно, что впоследствии они окажутся уже во взрослой колонии после очередного совершенного преступления. Если же у них будет жилье и работа, то шансов на исправление гораздо больше. А значит, и наша с вами жизнь станет безопаснее.